Моделирование дальнего вихревого. следа самолета при взлете и посадке
При полете на большой высоте дальний вихревой след представляет собой два параллельных опускающихся вихревых жгута противоположного вращения. При этом уменьшение циркуляции каждого из них со временем обусловлено взаимным проникновением (диффузией) завихренностей разного знака. При полете самолета в турбулентной атмосфере повышенная турбулентность усиливает диффузию завихренности во внешней области вихревых жгутов, что приводит к дополнительной потере циркуляции каждого из жгутов. В настоящее время известны различные эмпирические формулы для расчета потери циркуляции при низких и высоких уровнях турбулентности атмосферы [11, 72, 80].
Учет взаимодействия вихревого следа с поверхностью земли в невязком приближении приводит к известному результату, согласно которому вихревая система самолета (два вихря противоположного вращения вблизи экрана и два их зеркальных отражения относительно экрана, образующие квадруполь [54]) нестационарна и оба вихря опускаются и раздвигаются в обе стороны в поперечном направлении.
В рамках теории идеальной жидкости при решении соответствующей двумерной задачи реализуется гиперболическая траектория y2 + z2 = y2z2 (0,5b>)2, где z — расстояние от центра вихря до плоскости симметрии вихревой пары, у — высота вихря над поверхностью, Ь0 — начальное расстояние между центрами вихрей.
Уже первые экспериментальные исследования вихревой системы крыла вблизи экрана в аэродинамической трубе показали [70], что происходит не только опускание концевых вихрей и увеличение расстояния между ними, как это следует из теории в невязком приближении, но и подъем обоих вихрей до некоторого уровня с последующим их движением по петлеобразной траектории. В работе [73] на основе экспериментов было показано, что наличие петлеобразной траектории движения вихрей обусловлено отрывом пограничного слоя, который образуется на экране при поперечном (вдоль размаха) течении, индуцированном на поверхности экрана вихревой системой крыла. Сходящие в поток при отрыве пограничного слоя вторичные вихри взаимодействуют с первичными вихрями, следствием чего и является петлеобразная траектория движения первичных вихрей (см. также [53]).
Образование петлеобразной траектории движения первичных вихревых жгутов противоположного знака вблизи экрана описывается в рамках RANS при наличии и отсутствии Бокового сносящєго потока [59, 77].
Расчеты Были выполнены на основе уравнений Рейнольдса, замкнутых с помощью дифференциальной модели турбулентности [59, 77], а также методом дискретных вихрей с привлечением методов теории турбулентного пограничного слоя [36]. В первом случае два вихревых жгута Были вязкими (турбулентными), во втором случае задача решалась в рамках идеальной жидкости, причем учитывалось индуцированное идеальными вихрями пристенное поперечное течение, которое сопровождается образованием и последующим отрывом турбулентного пограничного слоя.
На рис. 7.1 представлены геометрические параметры течения около вихревой пары вблизи плоского экрана применительно к расчету на основе уравнений Рейнольдса (см. рис. 7.1, а) и по методу дискретных вихрей (см. рис. 7.1, б).
На рис. 7.2 представлены результаты расчета траекторий движения первичных вихрей на основе численного решения уравнений Рейнольдса с моделью турбулентности по методу [59]. На рис. 7.2, а л соответствует ламинарному режиму (решение получено на основе уравнений Навье-Стокса), m — турбулентному режиму (решались уравнения Рейнольдса по методу [77]). Штриховая кривая соответствует точному решению для вихревой нити, кружки — решению для нєвязкого вихревого жгута (оба решения — для случая идеальной жидкости), сплошная кривая — турбулентному режиму (рис. 7.2, б).
Г» 6S: |
У |
-г» & • |
||
Ч |
/ К |
к 4/2 |
||
А. |
h0 |
0 |
Л |
z ± |
-г» |
к |
Г» |
б,) |
б) |
Рис. 7.1. Геометрические параметры вихревой пары вблизи плоского экрана
при решении задачи на основе уравнений Рейнольдса (а) и метода дискретных
вихрей (б); бі — моделирование вихревого жгута
На рис. 7.3 показаны соответствующие траектории движения первичных вихрей (сплошные кривые) и положение вторичных вихрей в конечный момент времени с учетом затухания первичных и вторичных вихрей. Расчеты выполнены в рамках метода дискретных вихрей
совместно с методами теории турбулентного пограничного слоя [36]. Оба метода расчета позволяют удовлетворительно описать петлеобразные траектории движения первичных вихрей.
Рис. 7.2. Траектории петлеобразого движения первичных вихрей. Расчеты по методам [59, 77]. Вертикальная координата у отнесена к h0, горизонтальная
г к Ьо/2 (см. рис. 7.1)
Рис. 7.3. Траектории движения первичных вихрей, рассчитанные в рамках ме-
тода дискретных вихрей [36]. Начальные положения первичных вихрей (а и б)
соответствуют данным расчета рис. 7.2
Для больших чисел Рейнольдса, характерных для рассматриваемой задачи, моделирование дальнего вихревого следа самолета вблизи поверхности земли может быть выполнено на основе метода дискретных вихрей в совокупности с методами теории турбулентного пограничного слоя. Это, в частности, обусловлено тем, что здесь течение содержит области концентрированной завихренности (вихревые жгуты и пограничный слой) и потенциального течения.
На этой основе был разработан простой приближенный метод расчета дальнего вихревого следа самолета вблизи поверхности земли на режимах взлета и посадки. Метод включает в себя расчет ближнего вихревого следа самолета с отклоненной механизацией крыла; расчет сворачивания ближнего следа в два вихревых жгута и поперечного течения, индуцированного этими вихревыми жгутами; расчет отрыва
турбулентного пограничного слоя с образованием продольных (вторичных) вихрей и взаимодействия первичных и вторичных вихрей. При такой постановке задачи нет необходимости в задании диаметра, координат центра и циркуляции вихревых жгутов — они определяются в процессе решения для известной геометрии самолета с включєнной механизацией крыла. При этом учитываются влияние высоты полета, скорости Бокового ветра и турбулентности атмосферы [14-16, 18] О, а также дополнительный источник диффузии, который обусловлен вязкими эффектами, сопровождающими образование вторичных вихрей при отрыве турбулентного пограничного слоя. В данном случае учитывается потеря циркуляции вторичных вихрей.
Излагаемый расчет параметров дальнего вихревого следа самолета основан на предположении, согласно которому реактивные струи двигателей быстро затухают по сравнению с долго живущими вихревыми следами и при расчете вихревых следов влиянием реактивных струй можно пренебречь [71, 74]. Выполненные в последнее время расчеты самолетных струйно-вихревых следов при различном числе и расположении двигателей показали, что струи от двигателей практически не влияют на развитие дальнего вихревого следа самолета [34, 51].